Служба медиации Филиала гимназии № 3
Следуй голосу ума, а не гнева. (Уильям Шекспир)
Марина Бойкова
Следите в гневе за собой,
Не допускайте перегибов…
Порой такой душевный сбой
Страшнее ссадин и ушибов…
А те потоки бранных слов
В неадекватном состояньи
Сотрут с лица земли любовь,
И не поможет покаянье…
Служба школьной медиации (СШМ) — это новая технология решения конфликтных ситуаций в школе с привлечением детей.
Когда взрослый человек начинает разрешать школьные конфликты, он часто прибегает к манипуляции, клеймению, формальному разрешению и угрозе наказанием. Формальное разрешение конфликтов («оба виноваты — и поэтому надо мириться»), срабатывающее в младшем школьном возрасте, в средней и старшей школе не даёт эффективного результата. Конфликт не завершается. СШМ же обеспечивает возможность не карательного, а конструктивного разрешения конфликтов.
Приказ о создании службы медиации
Положение о службе медиации
План работы Школьной службы примирения (медиации) Филиала МБОУ "Гимназия № 3 г. Горно-Алтайска" на 2025-2026 учебный год
СШМ — это форма социально-психологической помощи всем участникам образовательного процесса в конфликтах, тяжелых жизненных ситуациях, случаях правонарушений обучающихся.
Служба школьной медиации – это волонтерское движение.
Задачи:
- проводить примирительные программы по возникающим конфликтам в школе;
- научить детей общаться друг с другом и окружающими, привлечь к работе новых ребят;
- популяризировать деятельность СШМ среди педагогов и родителей.
Принципы:
- добровольность (добровольное участие школьников в организации, обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт);
- конфиденциальность;
- нейтральность;
- равноправие.
Преимущества медиации:
-дает возможность избавиться от первопричины конфликта;
-направлена на поиск взаимовыгодных вариантов решения конфликта;
-дает возможность правильно понять позиции и интересы друг друга;
-сохранение конструктивных отношений после разрешения спора;
-исполнимость, так как достигнутые решения отвечают интересам обеих сторон;
-гибкость и не формальность процедуры медиации;
-развитие навыков эффективной коммуникации.
Основные формы работы:
1. Медиация между участниками конфликтных ситуаций. Реализуется на встрече сторон. Часто находящиеся в конфликте стороны не могут поговорить самостоятельно, потому что они охвачены эмоциями и недоверием друг к другу. Поэтому нужен нейтральный посредник — медиатор, который будет равно поддерживать обе стороны и контролировать безопасность ситуации и соблюдение правил встречи. Согласно правилам встречи, ничего из произошедшего на встрече не разглашается, вследствие чего участники чувствуют себя достаточно безопасно. Участники конфликта приходят на встречу добровольно.
2. Проведение встреч сообщества СШМ. Встреча организуется и проводится медиатором, который формулирует вопросы для обсуждения, рассказывает о правилах и следит за их соблюдением, несет ответственность за атмосферу, создающуюся в процессе встречи.
3. Участие школьной команды медиаторов в турнирах и играх медиаторов.


Кто такой медиатор- способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо, привлекаемое в качестве третьей, нейтральной, незаинтересованной стороны, помогающей сторонам определить их позиции в споре, понять интересы друг друга) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения

Ключевыми индикаторами уровня сформированности благоприятной и безопасной среды для развития и социализации личности в школьной среде являются:
-Приобретение новых знаний и практических навыков в области разрешения конфликтных ситуаций и выстраивания межличностных отношений со всеми участниками образовательного процесса за счет обучения детей и взрослых основам медиации и медиативному подходу;
-Снижение уровня агрессии среди учащихся, предупреждение совершения правонарушений несовершеннолетними учащимися;
- Повышение уровня социализации всех участников образовательного процесса.